пятница, 15 октября 2010 г.

КАРВИНГ в Беларуси: режь, любуйся, ешь. Интервью с Жанной Дятловой, специалистом по карвингу.

До недавних пор достоинствами овощей и фруктов было принято считать вкусность и полезность. Но время не стоит на месте, в человеческой среде раскрываются новые таланты, в умах которых рождаются новые идеи, а сердца их пылают новыми увлечениями.
В наше время к достоинствам даров природы можно смело приписывать красивость – стараниями такого таланта, как Жанна Дятлова, специалист по карвингу.
Карвинг (от англ. carving) – художественная резьба по дереву, льду, камню и, что самое интересное, по овощам и фруктам.

Читаем дальше и начинаем резать!


– Начнем, пожалуй, с информации биографического свойства. Кто такая Жанна Дятлова, и как так получилось, что она занимается карвингом?

– Жанна Дятлова – это я, вот уже 36 лет подряд. Еще в детстве, вдохновленная творческими успехами на поприще лепки куличиков, я твердо решила: когда вырасту – обязательно стану «тортницей». Уже потом узнала слово «кондитер», а еще позже закончила Витебское ПТУ №16 Кулинарии по специальности «Повар» и Барановичский технологический колледж («Техник-технолог»). Детская мечта сбылась – пускай, и с небольшими корректировками. А в дополнение к образованию обзавелась мужем и сыном – фактически, жизнь удалась.

До 2003-го года работала поваром, пока наша семья не переехала в Латвию. Жизненные ориентиры несколько изменились: за рубежом я оперативно переквалифицировалась в техника по учету нефтепродуктов. Но творческо-кулинарную деятельность, свое призвание, не забывала: в свободное время занималась оформлением банкетов, фуршетов, презентаций.


И вот как-то раз я услышала о карвинге и очень заинтересовалась. Время шло, воображение рисовало произведения кулинарно-прикладного искусства, интерес к резьбе по дарам природы крепчал. Июль 2008-го года наступил внезапно, и именно в этом месяце не менее внезапно случился день моего рождения. Подруги к такой неожиданности оказались готовы, и одна из них подарила мне профессиональный набор для карвинга. Я была без ума от счастья, и как только пришла в себя – сразу принялась резать.

Год назад я вернулась в Беларусь. К тому времени резьба по овощам и фруктам успела стать для меня чем-то большим, чем просто увлечение. И потому, приехав на родину, я предприняла попытку заняться карвингом на профессиональной основе. Разослала резюме в оформительские организации, но реакция, к сожалению, последовала довольно холодная. Поэтому сейчас работаю поваром в ресторане, где и оттачиваю свои навыки. Ну а в нерабочее время выполняю частные заказы.

– И что чаще всего попадает к вам под нож?

– Чаще всего арбузы, дыни. Объясняется это просто: с одной стороны, они вкусные и недорогие, с другой – достаточно габаритные, есть, где развернуться моему таланту. Но вообще, произведение искусства при должном подходе можно сделать практически из любого овоща или фрукта – кабачки, огурцы, яблоки, морковь для карвинга подходят отлично. Десяток-другой (пятый, пятнадцатый) выверенных движений ножом превращает незатейливые плоды в прекрасные цветочные букеты. Кроме того, на дарах природы можно вырезать различные надписи – в соответствии с характером мероприятия, которое будет украшено моей работой.


– Когда вдумчиво смотришь на ваши творения, невольно начинаешь восхищаться не только вашим мастерством, но еще и трудолюбием, терпением, целеустремленностью. Страшно представить, сколько усилий нужно приложить, чтобы создать нечто подобное.

– Сейчас на украшение, например, арбуза я трачу от получаса до часа – в зависимости от сложности стоящей передо мной задачи.

А когда только начинала, времени уходило гораздо больше: непривычно было держать нож как шариковую ручку, не было нужного опыта, все, что теперь кажется простым, делалось медленно и неуверенно.

Могу сказать точно, что никогда не получится хорошей работы, если у человека плохое настроение, если человек занимается резкой через силу. Все, чего ты добьешься в таком состоянии, – испортишь исходный материал. Но когда подходишь к делу с любовью – не замечаешь, как летит время и сколько сил потрачено. Мое кредо: «Делай, что любишь, и люби то, что делаешь, – это и есть счастье».

– Резьба по овощам и фруктам – очень необычное занятие. Наверное, без особенных инструментов обойтись не удается.

Я неоднократно слышала от разных людей, что они бы, может, и не прочь заняться карвингом, да у них нет подходящих инструментов. Таких я всегда утешаю фотографиями творений одной моей знакомой из Англии. Она использует всего одно орудие труда – обыкновенный кухонный нож, и работы у нее получаются на загляденье.


У меня самой, как я уже говорила, есть профессиональный набор для карвинга. Но некоторые ножи из него я, почти за два года владения набором, так ни разу и не использовала. По-настоящему нужен только острый тайский нож. Хотя и его покупать необязательно. Некоторые любители резать специальным образом затачивают обычные ножи, некоторые и вовсе пользуются наборами для резьбы по дереву.

– Ваши работы вряд ли кого-то оставят равнодушным. Весьма вероятно, что впечатлительные читатели почувствуют непреодолимое желание заняться карвингом лично. С чего им следует начинать?

– Начинать следует с вдумчивого изучения мастер-классов в Интернете. А потом просто резать. Если поймешь, что карвинг – это твое, то увлечешься настолько, что родным и близким будет впору прятать от тебя ножи, овощи и фрукты.


– Древние, кроме всего прочего, говорили: «Жизнь коротка, искусство вечно». Как обстоят дела с долговечностью у произведений кулинарно-прикладного искусства?

– Точь в точь, как и у любой другой еды. Раз уж я начала приводить в пример арбузы, то и сейчас не изменю себе: арбузы хранятся до 5 дней – в холодильнике. Если принципиально важно сохранить потенциальный шедевр максимально долго, то на старте творческого процесса можно обработать его раствором пищевой соды, а по завершении – накрыть пищевой пленкой и периодически обрызгивать водой с лимонным соком и сахаром.

– У карвинга в Беларуси есть будущее?

– В нашей республике ни школ, ни даже курсов по карвингу нет. Собственно, я никогда и не слышала, чтобы кто-то кроме меня занимался этим на профессиональном уровне. Однако люди интересуются, просят провести мастер-классы, регулярно делают заказы на свадьбы, дни рождения, другие праздники. Даже в ближнем зарубежье ситуация с карвингом заметно отличается: у меня есть друзья в России, Латвии, Украине, которые занимаются резьбой профессионально, принимают участие в международных соревнованиях. Кстати, среди участников таких соревнований очень много мужчин.

Надеюсь, что будущее у карвинга в нашей стране есть, и это будущее – светлое. Я бы очень хотела поучаствовать в организации белорусской школы карвинга или соответствующего журнала. Верю, что у меня все получится.

Анастасия ГУРИНА
Илья ТРОФИМОВ

Фотографии Жанны Дятловой. Связаться с Жанной можно при помощи электронной почты: linko@tut.by

Опубликовано в газете "7 дней": тут.

Комментариев нет:

Отправить комментарий